В предыдущем материале мы подчеркнули важность глубокого понимания финансов для продакт-менеджера. Эксперт в этой области обладает значительным конкурентным преимуществом: такой специалист способен эффективно управлять бюджетом, оценивать финансовые риски при управлении продуктом и уверенно вести диалог на встречах с финансовым директором.
Чтобы достичь должного уровня компетенции, необходимо знать ключевую финансовую терминологию. В этом материале мы представим основные термины, с которыми продакт-менеджер может столкнуться в профессиональной деятельности. Приведем краткие определения, каждое из которых ясно иллюстрирует суть понятия.
Это лишь вводное знакомство с финансовыми и бизнес-показателями. Для более глубокого погружения в тему мы рекомендуем обратиться к литературе по экономике и, конечно же, к практическому опыту в сфере, где вы работаете.
<<prodakty-telegram-kanal>>
LTV или Lifetime Value
Определение
LTV — прогнозируемая общая сумма прибыли, которую клиент принесет компании за весь период сотрудничества, учитывая все расходы на обслуживание, поддержку и удержание этого клиента. Важно отметить, что LTV считается по валовой прибыли или Gross Profit, а не по выручке или Revenue.
Пример
Предположим, у вас есть интернет-магазин, где вы продаете софт. Средний доход от одного клиента за все время сотрудничества составляет $500. Однако, чтобы удержать этого клиента, вы потратили $150, в них входят промокоды, бонусы за программу лояльности, затраты на обслуживание и поддержку. Тогда LTV клиента составит $500 — $150 = $350.
Что можно узнать, рассчитав LTV
LTV позволяет понять, сколько в среднем каждый клиент приносит денег компании за весь период сотрудничества. Вы можете считать LTV на 1, 3, 6, 12 месяц или другой срок, который важен для продукта и индустрии, где вы работаете. Это помогает определить, сколько компания может потратить на привлечение нового клиента, не убыточно ли текущее вложение в маркетинг и насколько эффективно удержание клиентов.
Формулы для расчёта
- Базовая формула, когда LTV = доход с клиента — затраты на производство продукта, обслуживание и удержание (расходы или сколько компания потратила на этого клиента). Такая формула позволяет получить валовую прибыль или Gross Profit, которая и определит значение LTV. Как в примере с интернет-магазином выше, когда LTV составил $350.
- Расчет LTV, используя коэффициент оттока клиентов или Churn, который показывает, как однажды привлеченные клиенты уходят из продукта. Данная формула обычно применяется в продуктах, где важно как можно дольше удерживать каждого пользователя, например, SaaS или подписочные сервисы.
- Расчет LTV, используя коэффициент удержания клиентов или Retention. В формуле ниже количество повторных покупок и есть Retention, то есть как часто пользователь возвращается и совершает платежи. Чем больше пользователь совершает повторных покупок, тем выше итоговое значение LTV. Такой расчет позволит сфокусироваться на положительном аспекте взаимодействия с клиентом и стратегии удержания.
- Расчет LTV с помощью когортного анализа. Когортный анализ разбивает клиентов на группы или когорты на основе общих характеристик или поведения в определенный период. Это позволяет более точно оценить LTV, отслеживая поведение и расходы конкретных когорт со временем. Пример расчета LTV с помощью когорт.
В зависимости от доступности данных и конкретных целей анализа можно использовать одну из этих формул. Сложные методы, такие как расчет с применением коэффициента удержания или когортный анализ, требуют глубокого понимания базы клиентов и их поведения, но в результате предоставляют более точные и ценные данные для принятия решений.
Важность LTV
- Бюджетирование и ROI. Зная LTV, компании могут определить, сколько они готовы потратить на привлечение нового клиента, чтобы окупить инвестиции.
- Оценка маркетинговых кампаний. Если стоимость привлечения клиента или CAC (рассмотрим ниже) превышает LTV, это может указывать на неэффективность маркетинга.
- Удержание клиентов. Если LTV со временем начинает снижаться, это потенциальный сигнал, что клиенты становятся менее довольными продуктом, ухудшилось качество сервиса, появился конкурент, который решает задачи пользователей лучше, и другие негативные факторы.
Хорошее / Плохое значение
- Хорошее значение. Если LTV значительно превышает CAC, это отличный результат. Например, если LTV составляет $240, а CAC — $50, значит, что компания в среднем получает $190 чистой прибыли с каждого клиента. Такой бизнес можно масштабировать.
- Плохое значение. Если LTV приближается к CAC или даже становится меньше, это тревожный сигнал. Это может указывать на проблемы с продуктом, высокий процент оттока, неэффективные маркетинговые кампании и другие факторы. Такой бизнес масштабировать нельзя, потому что он будет генерировать убытки.
#valerie
CAC или Customer Acquisition Cost
Определение
CAC или Customer Acquisition Cost — затраты на привлечение одного нового клиента. Они включают в себя все расходы на маркетинг, рекламу, продажи, консультации продавцов и любые другие затраты, связанные с привлечением новых клиентов. Важно отметить, что под клиентом здесь подразумевается лицо или организация, которая фактически совершила покупку, в отличие от пользователя и лида, которые могут взаимодействовать с продуктом или услугой, но не обязательно совершают покупку.
Пример
Предположим, компания потратила $10 000 на рекламную кампанию, $5 000 на зарплаты сотрудникам маркетингового отдела, $2 000 на программное обеспечение для автоматизации маркетинга и еще $3 000 на другие сопутствующие расходы. Всего было привлечено 100 новых клиентов. Тогда CAC этой кампании составит $200.
Что можно узнать, рассчитав CAC
Расчет CAC позволяет понять, сколько в среднем стоит привлечение одного нового клиента. Это ключевой показатель для оценки эффективности маркетинговых и рекламных кампаний и определения бюджета на привлечение клиентов.
Например, если вы знаете, что CAC = $200, а вам нужно привлечь 10 тысяч новых клиентов, значит, маркетинговый бюджет составит $2 миллиона.
Формулы для расчета
- Базовая формула, когда CAC = Общие затраты на рекламу / Количество новых клиентов. Например, потратили на рекламу $1000, получили 10 клиентов, CAC = $1000 / 10 = $100.
- Также есть более детальная формула, когда в расчеты CAC включают затраты, зарплаты работникам (например, продавцы-консультанты), затраты на ПО и дополнительные затраты, которые могут возникать при работе с новыми клиентами.
Первая формула является стандартной и используется для быстрого расчета. Вторая предоставляет более детальный анализ, учитывая различные статьи расходов, связанные с привлечением новых клиентов.
Важность CAC
- Определение бюджета на маркетинг. Зная CAC, вы можете определить, сколько можно потратить на привлечение нового клиента, и сравнить это значение с LTV.
- Оценка эффективности маркетинговых кампаний. Если CAC растет, это может указывать на уменьшение эффективности ваших маркетинговых кампаний, увеличение конкуренции на рынке и другие негативные факторы, которые влияют на ваш продукт.
- Определение прибыльности бизнеса. Если CAC превышает LTV, это может указывать на проблемы в бизнес-модели и служит поводом для ее изменений.
Хорошее / Плохое значение
- Хорошее значение. Если CAC низкий и значительно меньше LTV, это говорит о том, что ваш бизнес работает эффективно, и у вас есть возможность для роста и инвестирования в привлечение новых клиентов.
- Плохое значение. Если CAC близок к LTV или даже превышает его, это может указывать на проблемы в вашей бизнес-модели, неэффективные маркетинговые кампании, низкую активацию в покупку, слабое качество продукта или высокую конкуренцию на рынке.
ROI или Return on Investment
Определение
ROI (Return on Investment) — это показатель, который измеряет отдачу от инвестиций по отношению к их стоимости. Он позволяет оценить эффективность инвестиций и сравнивать их доходность.
Пример
Предположим, компания инвестировала $100 000 в рекламную кампанию и в результате получила дополнительную прибыль $150 000. ROI этой кампании можно рассчитать следующим образом:
Интерпретировать итоговую цифру можно так — каждый вложенный $1 принес отдачу $1,33. В этом случае компания заработала. Но если бы ROI был отрицательный, например, −33%, значит, каждый вложенный $1 принес только $0,67. Здесь компания уже потеряла деньги.
Что можно узнать, рассчитав ROI
ROI позволяет определить, стоило ли вкладывать деньги в конкретный проект. Если ROI положительный, это означает, что инвестиции окупились и принесли прибыль. Если отрицательный — они себя не оправдали.
Формулы для расчета
- Базовая формула, когда ROI = ((Прибыль от инвестиций — Стоимость инвестиций) / Стоимость инвестиций) * 100%. Эта формула используется для общего расчета доходности инвестиций. Она подходит для быстрой оценки эффективности инвестиций, когда нет необходимости учитывать дополнительные доходы, например, дивиденды, корректировать результаты на инфляцию и так далее.
- ROI для маркетинговых кампаний: ROI = ((Прибыль от кампании — Затраты на кампанию) / Затраты на кампанию) * 100%. Этот расчет используется для оценки эффективности маркетинговых кампаний. Он помогает понять, насколько хорошо вложения в рекламу или продвижение превращаются в прибыль.
- ROI с учетом времени. Эта формула подходит для расчета долгосрочных инвестиций, где важно понимать среднегодовую доходность. Формула позволяет нормализовать доходность инвестиций за разные периоды, делая их сопоставимыми.
- ROI с учетом инфляции. Эта формула корректирует ROI на инфляцию, позволяя оценить реальную доходность инвестиции. Этот расчет применяется, когда необходимо понять реальную доходность инвестиций с учетом изменения покупательной способности денег. Он особенно актуален в условиях высокой инфляции, когда номинальная доходность может быть положительной, но реальная доходность — отрицательной из-за обесценивания денег.
Выбор конкретной формулы зависит от целей анализа и доступных данных. Важно понимать, что разные алгоритмы расчета могут дать разные результаты, и поэтому при сравнении ROI разных инвестиций важно использовать одинаковую методологию.
Важность этого показателя
- Оценка эффективности инвестиций. ROI позволяет быстро оценить, насколько эффективно были использованы инвестированные средства. Предположим, компания вложила $200 000 в разработку нового продукта и получила прибыль от продаж $300 000. Для того чтобы быстро узнать, насколько эффективно были потрачены деньги, можно воспользоваться базовой формулой: ($300 000 — $200 000) / $200 000 * 100% = 50%. Она показывает, что каждый вложенный $1 принес 50 центов чистой прибыли.
- Сравнение различных инвестиций. ROI применим для сравнения альтернативных инвестиционных возможностей и выбора наиболее выгодных из них. Чем выше ROI у проекта, тем более привлекательным он выглядит с точки зрения инвестиций. Если у одного продукта ROI = 30%, а у второго = 20%, первый выглядит более привлекательным.
- Принятие решений. Зная ROI, компания может принимать обоснованные решения о том, стоит ли продолжать финансировать проект или лучше перераспределить средства. Общее правило гласит, что если рекламные кампании показывают эффективность и положительный ROI, значит, можно увеличивать в них инвестиции.
Хорошее / Плохое значение
- Хорошее значение. Высокий положительный ROI указывает на то, что инвестиции окупились и принесли значительную прибыль.
- Плохое значение. Отрицательный или низкий ROI говорит о том, что инвестиции не оправдали себя или принесли минимальную прибыль.
#subscribe
P&L или Profit and Loss Report
Определение
P&L, также известный как отчет о прибылях и убытках, представляет собой финансовый документ, который показывает доходы, расходы и прибыль компании за определенный период. P&L дает обзор, как продукт зарабатывает и тратит деньги.
<<business-metrics-guide-example>>
Пример
Представьте, что вы владелец малого бизнеса в сфере розничной торговли. В конце года хотите узнать, насколько успешно работал ваш бизнес. P&L покажет, сколько вы заработали на продажах (доходы), сколько потратили на аренду помещения, зарплаты сотрудникам и прочие операционные расходы, а также вашу чистую прибыль или убыток.
Ключевые показатели P&L
- Revenue (выручка) — общая сумма денег, полученная компанией от продажи товаров или услуг за определенный период без учета каких-либо скидок или возвратов. Чтобы рассчитать выручку, нужно определить цену продукта и узнать, сколько единиц было продано.
- Gross Profit (валовая прибыль) — разница между выручкой и себестоимостью проданных товаров или услуг (Cost of Goods Sold, еще можно встретить термины Cost of Revenue и Cost of Sales).
- Operating Income (Операционная прибыль) — прибыль, полученная от основной деятельности компании после вычета всех операционных расходов, но без учета налоговых и процентных платежей.
- Net Profit (Чистая прибыль) — результат после вычета из операционной прибыли всех налогов и процентов. Иногда в формулу еще включают расходы и доходы, которые периодически возникают в бизнесе. Например, штрафы, курсовые разницы и другие.
- EBITDA (earning before interest, taxes, deprecation and amortization) — прибыль до вычета налогов, процента и амортизации основных средств и нематериальных активов.
EBITDA часто используется, чтобы сравнивать бизнесы, которые работают в разных регионах. Например, условия ведения бизнеса в Европе и Северной Америке отличаются, что непременно влияет на величину налогов, ставки и проценты по кредитам, методы учета и начисления амортизации.
Более подробно о создании P&L можно прочитать в предыдущей статье.
Важность отчета
- Оценка эффективности. P&L позволяет определить, насколько эффективно компания управляет своими ресурсами и генерирует прибыль.
- Принятие решений. На основе данных из отчета руководство может принимать решения о будущем курсе компании, инвестициях, расходах и стратегии роста.
- Привлечение инвесторов. Для потенциальных инвесторов и кредиторов P&L является ключевым документом, показывающим финансовое состояние компании.
Хорошее / Плохое значение
- Хорошее значение. Если отчет показывает стабильный или растущий доход и при этом управляемые или снижающиеся расходы, это говорит о здоровой финансовой деятельности компании.
- Плохое значение. Если доходы снижаются или расходы растут быстрее, чем доходы, это может указывать на проблемы в управлении компанией или на внешние факторы, влияющие на бизнес.
Balance Sheet
Определение
Balance Sheet — отчет, который предоставляет моментальный снимок финансового состояния компании на определенную дату. Он состоит из трех основных компонентов: активы (то, чем компания владеет), пассивы (то, что компания должна) и собственный капитал или Equity (разница между активами и пассивами).
Примеры использования
- Инвесторы и кредиторы используют баланс для оценки ликвидности, финансовой устойчивости и общего финансового здоровья компании.
- Управленческий состав компании может использовать баланс для определения ее финансовых возможностей, планирования бюджета и прогнозирования будущих инвестиций.
Cash Flow
Определение
Отчет о движении денежных средств показывает, как и откуда компания их получает и на что тратит в течение определенного периода. Cash Flow разделен на три базовые категории: операционная деятельность (доходы и расходы от основной деятельности), инвестиционная деятельность (покупка и продажа активов) и финансовая деятельность (займы, выплаты дивидендов и прочие действия).
Примеры
- Менеджеры компании используют отчет о движении денежных средств для управления ликвидностью и определения свободных денежных потоков. Например, есть ли вообще на счетах компании деньги.
- Инвесторы и кредиторы анализируют отчет для определения способности компании генерировать наличные деньги, чтобы оплатить долги и финансировать свою деятельность.
Прочие показатели, на которые стоит обратить внимание
Выше приведены основные финансовые термины, с которыми сталкивается продакт-менеджер в работе при решении финансовых задач. В заключение мы дадим еще несколько определений понятий, которые также используются при оценке финансового состояния компании.
Breakeven Point или точка безубыточности — точка, в которой общая прибыль равна общим затратам. После достижения этой точки компания начинает получать прибыль. Пример: постоянные расходы в продукте ежемесячно составляют $10 тысяч, LTV = $300, CAC = $100. Значит, вам нужно привлекать 50 клиентов каждый месяц, чтобы работать в ноль. 50 клиентов = $10 тысяч / ($300 — $100). Если вы привлечете 49 клиентов, в продукте будет убыток, но если 51, то уже образуется прибыль.
Liquidity или ликвидность относится к способности компании быстро преобразовать свои активы в наличные деньги без значительной потери стоимости. Пример: компания, имеющая на руках большое количество наличных денег или легко реализуемых активов (например, государственные облигации), считается высоколиквидной. Это может быть полезно в случае неожиданных расходов или инвестиций.
Amortization или амортизация — процесс постепенного списания стоимости актива на протяжении его срока службы или погашения долга через регулярные платежи в течение определенного периода. Пример: патент, приобретенный компанией за $1 миллион с предполагаемым сроком службы 10 лет, будет амортизироваться по $100 тысяч в год.
Dividends или дивиденды — часть прибыли компании, которая выплачивается акционерам, обычно в форме наличных денег или дополнительных акций. Пример: если компания решает выплатить дивиденды в размере $2 на акцию, и у вас есть 100 акций, вы получите $200.
Investments или инвестиции представляют собой активы или элементы, приобретенные с целью генерации дохода или прироста капитала в будущем. Пример: покупка акций другой компании, приобретение недвижимости или облигаций считается инвестицией, так как ожидается, что они принесут доход или увеличат свою стоимость со временем.
<<prodakty-otzyvy-video-dasha-romanova>>
Burn Rate — скорость, с которой компания тратит свои денежные средства, особенно когда она еще не приносит прибыли. Этот показатель часто используется стартапами и другими компаниями в ранних стадиях развития для определения продолжительности времени, в течение которого они могут работать, прежде чем им потребуется дополнительное финансирование.
Fixed Costs или постоянные издержки — затраты, которые не изменяются в зависимости от объема производства или продаж. Такие издержки остаются стабильными, независимо от того, сколько товаров или услуг производит или продает компания. Пример: аренда офиса является постоянной издержкой, так как ее размер не зависит от количества проданных товаров или услуг. То же самое можно сказать и про команду разработки.
Variable Costs или переменные издержки — затраты, которые изменяются пропорционально объему производства или продаж. Эти издержки увеличиваются с ростом объема производства и уменьшаются при его сокращении. Пример: стоимость сырья для производства товара является переменной издержкой, так как она увеличивается с увеличением количества производимых товаров. Еще пример — эквайринг, тем больше компания продает продуктов, тем выше эта статья.
Отличия между постоянными и переменными издержками:
- Зависимость от объема производства. Постоянные издержки не зависят от объема производства или продаж, в то время как переменные напрямую связаны с ним.
- Прогнозирование и планирование. Постоянные издержки легче прогнозировать и планировать, так как они остаются неизменными в течение определенного периода. Переменные издержки требуют более тщательного планирования, так как могут значительно варьироваться.
- Влияние на прибыль. Переменные издержки напрямую влияют на маржинальную прибыль, так как они увеличиваются с ростом продаж. Постоянные издержки, с другой стороны, остаются неизменными и не влияют на маржинальную прибыль в краткосрочной перспективе.
#chatbot
Литература, где можно познакомиться с финансами
Если вам интересна тема финансов, мы прикрепляем список книг, где можно подробнее изучить термины, которые обсуждались в этой статье.
- Нескучные финансы. А. Афанасьев, А. Бодрейший, С. Краснов.
- Финансы для нефинасистов. Л. Ярухина.
- Финансовая отчетность для руководителей. А. Герасименко.
- Принципы корпоративных финансов. Р. Брейли, С. Майерс, Ф. Аллен.
- Корпоративные финансы. Дж. Росс, Р. Вестерфилд, Дж. Джаффе.